ОХОТА

Рейтинг@Mail.ru

Отображение местных предметов и рельефа

Главная > Топография > Аэрофотоснимки местности > Отображение местных предметов и рельефа

 

 

Демаскирующие признаки местных предметов. К общим признакам, помогающим опознать предмет на аэроснимке, относятся следующие:

Форма изображения. На плановом аэроснимке сохраняется подобие очертаний предметов, что помогает опознавать их. Так, например, для построек характерна форма прямоугольника или фигуры, состоящей из нескольких прямоугольников; небольшие реки и ручьи изображаются в виде извилистой полоски или линии; каналы отличаются от рек прямолинейностью.

Размер изображения. Зная масштаб аэрофотоснимка и измерив величину изображения предмета, можно определить действительные его размеры, а по размерам и конфигурации предмета на аэроснимке более уверенно опознать предмет и определить его характеристики.

Тон изображения. Тоном изображения называется степень яркости изображения предметов на аэроснимке. Различные предметы имеют различный тон изображения—от белого до черного. Поверхность земли, не покрытая растительностью, например пашня, имеет на снимке более светлый тон, чем поверхность, покрытая растительностью; заболоченный луг будет более темным по тону, чем сухой, и т. п.

Относительное расположение предметов имеет большое значение при их распознавании по аэроснимку. Все местные предметы, особенно военные объекты, располагаются на местности во взаимосвязи. Наличие одних из них часто свидетельствует о наличии других. Например, наличие брода можно установить по подходящим к реке дорогам; положение колодца вне населенного пункта — по сходящимся к одному месту тропам; пашни располагаются вблизи населенных пунктов сельского типа. Огневые позиции артиллерии могут быть опознаны по наличию подъездных путей к ним, а по количеству и взаимному расположению орудий можно установить подразделение (батарею, дивизион и т. п.), расположенное в данном районе.

Признаки деятельности. Часто на аэроснимках бывают хорошо видны изменения, происшедшие на местности в результате деятельности какого-либо объекта, что позволяет судить о наличии в данном районе самого объекта. Например, следы, оставленные танками при передвижении на местности, являются признаками их деятельности (рис.1).

Рис.1 Признак деятельности объекта (следы от передвижения танков).

Падающая тень облегчает опознавание предметов, так как она сохраняет их очертания. Особенно легко по тени опознаются высокие местные предметы — водонапорные башни, наблюдатэльные и другие вышки и т. п. Часто на аэроснимках изображение двух различных объектов бывает сходным в таких случаях о характере каждого из объектов можно судить по форме и длине тени. Иногда по тени можно выявить такие объекты, размер изображения которых на аэроснимке очень мал, и они не видны при рассматривании аэроснимка невооруженным глазом. Например, на аэроснимке по теням, падающим от столбов линии связи, можно судить о наличии линии связи на местности, хотя изображение самих столбов на аэроснимках различить очень трудно. По тени хорошо определяются также заводские трубы (рис.2).

Рис.2 Определение характера объекта по теням: а - цистерна; б - водонапорная башня.

Приведенные основные признаки относятся к большей части местных предметов и военных объектов, поэтому при чтении аэроснимка их всегда нужно учитывать и использовать. Однако необходимо знать также и те признаки, которые присущи только определенному виду предметов и объектов.

 

Населенные пункты. Изображение населенных пунктов на аэроснимках напоминает их условные знаки на карте крупного масштаба. По аэроснимкам сравнительно легко определяются внешнее очертание и внутренняя планировка населенного пункта, его тип (город, населенный пункт сельского типа и т. д.), расположение выдающихся зданий, наличие и расположение садов, парков, огородов и т. д. Постройки выходят на аэроснимках в виде прямоугольников, рядом с которыми заметны тени. По длине тени можно судить о высоте построек. По аэроснимку можно установить число построек в населенном пункте.

Населенные пункты городского типа (рис.3) характеризуются большим числом улиц и переулков, более или менее правильно расположенных и образующих кварталы жилых домов. В центральной части города обычно выделяются площади и большие здания. Крупные промышленные предприятия опознаются по большим размерам занимаемой ими площади, наличию заводских труб, по форме основных сооружений и наличию хороших подъездных путей. Изображение на аэроснимках небольших городов характерно сравнительно малыми размерами построек, а также наличием участков с садами и огородами.

Рис.3 Изображение на аэроснимке города.

Населенные пункты сельского типа (рис.4) отличаются от пунктов городского типа меньшими размерами, небольшим количеством улиц, а иногда наличием только одной улицы. Непосредственно к границам населенного пункта сельского типа примыкают сады, огороды и пахотные участки, разделенные изгородями, плетнями и заборами, которые видны на аэроснимке как тонкие линии с полоской тени при них.

Рис.4 Изображение на аэроснимке посёлка сельского типа:
1-сады; 2-огороды; 3-пашня; 4-нежилые постройки.

Для сельских населенных пунктов характерно расположение жилых построек, как правило, вдоль улиц или непосредственно у дорог, а нежилых построек — ближе к внешним границам.

Для изображения огородов характерны параллельные полоски, тон которых может меняться от белого до темного. Сады изображаются учасгками (площадями) со строго очерченными границами. Эти участки покрыты сеткой темных точек, расположенных правильными рядами.

Дороги. По изображению на аэроснимках можно определить тип дороги (железная дорога, шоссе, грунтовая, полевая и т. д.), наличие на ней мостов, а также получить некоторые данные о состоянии дорог: местные повреждения, наличие объездов и т. п. На летних аэроснимках дороги изображаются в виде светлых, на зимних — в виде серых линий. В зависимости от типа дороги эти линии различаются своей шириной и формой начертания (рис.5).

Рис.5 Изображение на аэроснимке дорог:
1-железные дороги; 2-шоссе; 3-грунтовые просёлочные дороги; 4-полевые дороги; 5-тропы.

Железные дороги изображаются ровными однотонными линиями темно-серого цвета и имеют прямолинейное начертание на большом протяжении, плавные повороты большого радиуса и одинаковую ширину. На крупномасштабных аэроснимках можно различить две параллельные очень тонкие линии — рельсы, что является надежным признаком железной дороги. Пути к переездам через железные дороги подходят, как правило, под прямым углом.

Шоссейные дороги изображаются в виде ровных линий светлого тона. Повороты шоссейных дорог круче, чем железных дорог. Шоссейные дороги с другими дорогами пересекаются часто под острым углом.

Грунтовые дороги имеют вид более узких, чем шоссе, извилистых линий. В труднопроходимых местах видны разветвления (объезды) в виде пучка светлых полосок, отходящих от дороги перед груглопроезжей частью и после нее снова сходящихся к дороге.

Полевые дороги отходят от населенного пункта, шоссе, проселочных дорог и получаются на аэроснимках в виде узких светлых линий. Они идут по пашням, лугам и в лесу, где, как правило, и обрываются. На зимних аэроснимках полевые дороги опознать очень трудно, а иногда и невозможно.

Тропы похожи на белую или серую нить. При опознавании троп следует учитывать, что они обычно соединяют населенные пункты по кратчайшему пути или спрямляют большие извилины других дорог. Часто тропы прокладываются также для выхода напрямик из населенного пункта на другие дороги или к другим местным предметам — к железнодорожным станциям и платформам, колодцам вне населенного пункта, полевому стану и т. п.

Элементы гидрографии (рис.6) могут быть опознаны по аэроснимкам с большой полнотой и точностью. Они отличаются тоном изображения, который может меняться от темного до светлого в зависимости от глубины и характера дна, а также очертаниями береговой линии. Чем водоем глубже, тем тон изображения темнее. Волнующаяся поверхность воды дает на аэроснимке неровное изображение, на котором светлые участки чередуются с более темными.

Рис.6 Изображение на аэроснимках некоторых элементов гидрографии:
1 и 3 - реки; 2-озеро; 4-песчанные отмели; 5-канал; 6-канава; 7-заболоченный пруд.

Реки изображаются как извилистые ленты неодинаковой на различных участках ширины. Озера и пруды опознаются по береговой линии, которая изображается в виде замкнутой кривой линии с плавными закруглениями. Изображение береговой линии пруда отличается от изображения береговой линии озера наличием более резких изломов. Изображение рек малой ширины и ручьев отличается большей извилистостью. Часто линия такой реки закрывается изображением растительности на ее берегах. Песчаные отмели по берегам рек и озер изображаются в виде ярко-белого окаймления вдоль береговой линии или закругленных выступов на поворотах реки. Крутые берега опознаются по падающей от них тени.

Изображение каналов характерно резко очерченными краями их русла, одинаковой шириной русла, правильной прямой формой и наличием гидротехнических сооружений. Мелкие каналы и канавы изображаются в виде темных прямых линий, имеющих резкие изломы (повороты). Часто такие каналы (оросительные) видны на аэроснимке в виде прямых взаимно пересекающихся линий.

На зимних аэроснимках реки и особенно озера опознать трудно.

Направление течения рек можно определить, пользуясь такими признаками: мелкие реки даже на небольшом расстоянии заметно становятся шире по направлению течения; ледорезы около мостов всегда ставятся со стороны вер.хнего течения реки; острова своей заостренной частью направлены вниз но течению.

Мосты на реках изображаются в виде перемычек в тех местах, где дорога пересекает реку. На крупномасштабных аэроснимках можно узнать конструкцию моста по его тени.

Почвенно-растительный покров. По изображению на аэроснимке можно определить вид почвенно-растительного покрова: лес, кустарник, луг, пашня, сад, а также некоторые данные, характеризующие густоту леса, породу деревьев и т. п.

Леса и кустарники (рис.7) Местность, покрытая лесом, изображается на аэроснимках в виде зернистой поверхности. Лес опознается также по теням, отбрасываемым деревьями. Отдельные участки леса имеют вид более или менее резко очерченных темных фигур. Лиственные леса определяются по их более светлому тону по сравнению с тоном хвойных лесов. Просеки в лесу получаются в виде узких прямых светлых полосок, заканчивающихся у опушки леса. При большом числе просек они похожи на сетку квадратов. Кустарники и мелколесье отличаются тем, что их изображение имеет более мелкую зернистость, чем изображение леса.

Рис.7 Изображение на аэроснимке леса:
1-просека; 2-кустарник.

Болота изображаются участками серого тона. Форма их может быть различной, однакя чаще всего болота имеют лентообразную или овальную форму. Участки очень темного тона свидетельствуют о наличии воды на поверхности, что позволяет сделать предварительный вывод о проходимости болот.

Заболоченный луг на аэроснимках выглядит как поверхность ровного серого тона (рис.7); сухой луг имеет более светлый тон.

Пашня резко выделяется своими четко выраженными границами и имеет, как правило, светлый тон. Однако в зависимости от характера посевов, а также от времени года тон пашни может изменяться от светлого до темного (рис.5).

Рельеф по аэроснимку невооруженным глазом опознается лишь частично. Некоторые формы рельефа могут быть опознаны по теням, по наличию водоемов, болот, по направлению течения рек и ручьев. Хорошо видны по конфигурации теней овраги, промоины, крутые скаты, большие выемки и насыпи. Изображение некоторых форм и деталей рельефа показано на рис.8.

Рис.8 Изображение на аэроснимке некоторых форм и деталей рельефа:
1-промоина; 2-крутые скаты; 3-выемки; 4-насыпи; 5-хребет; 6-гора.

 

Изображение на аэроснимках военных объектов

Опознавание на аэроснимке местных предметов в целях изучения местности принято называть топографическим дешифрированием, а опознавание на аэроснимке районов сосредоточения войск противника, его оборонительных сооружений, командных и наблюдательных пунктов и других военных объектов в целях получения данных о противнике называется тактическим дешифрированием.

Так как многие военные объекты имеют небольшие размеры, полнота и точность их дешифрирования зависят от масштаба аэроснимка, его фотографического качества и маскировки объектов. Так, например, проволочные заграждения можно различить на аэроснимках масштаба 1: 10000 и крупнее, но нельзя опознать на аэроснимках более мелкого масштаба. Наиболее четко изображаются на снимках противотанковые рвы, траншеи, ходы сообщения, огневые позиции аргиллерии, скопления подразделений и боевой техники.

Большое значение для правильного дешифрирования военных объектов имеет знание признаков, по которым можно их опознать.

Траншеи и ходы сообщения на летних аэроснимках (рис.9) изображаются темной полоской с ответвлениями, где обычно располагаются выносимые перед траншеей огневые точки. По обе стороны эта полоска окаймлена светлым тоном — признак бруствера. На зимних аэроснимках изображение бруствера незаметно, но изображение самой траншеи более четкое в виде черной полоски с большим количеством коротких ответвлений. Изгибы траншей могут быть резкие или плавные. Траншеи с одетыми крутостями изображаются более четкой ровной линией.

Стрелковые ячейки изображаются вдоль траншеи темными штрихами, обращенными в сторону фронта, площадки для пулеметов — штрихами более крупного размера.

Окоп для гранатомета изображается светлым прямоугольником, примыкающим к траншее. Для площадок, вынесенных из траншеи, характерно наличие короткого хода в сторону фронта.

Перекрытые участки траншей и ходов сообщения изображаются на аэроснимках в виде полоски (прямоугольника) светлого тона, перекрывающей изображение траншеи. О наличии подбрустверного блиндажа можно судить по полукруглому пятну такого же тона, что и бруствер, выступающему за край бруствера в сторону фронта.

Убежища можно опознать по короткому ходу сообщения, ведущему от траншеи и не имеющему продолжения. В конце хода можно иногда различить место убежища по нарушенному грунту, который изображается в виде прямоугольного пятна с нерезкими краями. О наличии убежищ и блиндажей можно судить также по изображению троп, сходящихся в одной точке. Изображение перекрытых участков траншей показано на рис.9.

Рис.9 Изображение на аэроснимке траншей и ходов сообщений:
1-траншея; 2-ход сообщений; 3-стрелковая ячейка; 4-площадка для участка; 5-танк в окопе;
6-перекрытый участок.

Огневые позиции минометов (рис.10). Окопы для минометов изображаются на аэроснимках в виде овалов с примыкающими к ним двумя темными полосками (укрытия для расчетов и боеприпасов). Окопы, как правило, соединяются между собой ходом сообщения, изображающимся на аэроснимке темной полоской. Часто непосредственно за огневой позицией оборудуются укрытия, к которым идут ходы сообщения, опознаваемые на аэроснимке, как и траншеи.

Рис.10 Изображение на аэроснимке огневых позиций миномётов:
1-миномётные окопы, соединённые ходами сообшений; 2-укрытии для транспортных средств.

Огневые позиции артиллерии (рис.11) опознают по наличию трех-четырех окопов, расположенных в одну линию или по дуге и имеющих подковообразную или круглую форму. Впереди артиллерийской позиции иногда имеются открытые траншеи для ее непосредственной обороны. От каждого окопа идут ходы сообщения укрытия. Характерным признаком позиций артиллерийских орудии является наличие наезженных подъездных путей, а поблизости от позиций — укрытий для транспорта.

Рис.11 Изображение на аэроснимке огневых позиций артиллерии.

Окопы для танков и самоходно-артиллерийских установок (рис.12) представляют собой темные прямоугольники, окаймленные спереди светлой полудугой. Иногда в передней крутости окопа делается выемка для ствола, которая на аэроснимке видна как черточка темного цвета. На крупномасштабном аэроснимке при отсутствии маскировки просматривается танк в окопе — светло-серое пятно формы танка на темном фоне окопа. В других случаях о наличии танка (самоходно-артиллерийской установки) а окопе можно судить по подходящему к нему следу гусениц.

Рис.12 Изображение на аэроснимке окопов для танков.

Изображение на аэроснимках укрытий для транспортных средств (машин) очень похоже на изображение окопов для танков. Незанятые укрытия имеют вид прямоугольника более светлого тона, чем окружающая местность, а занятые — темного тона.

Противотанковые рвы (рис.13) получаются на аэроснимках в виде ровной темной полосы с резкими поворотами. Иногда по краю рва заметны бугры (валы) светлого тона.

Рис.13 Изображение на аэроснимке противотанкового рва.

Проволочные заграждения на аэроснимке имеют вид светло-серой полоски перед траншеей. На крупномасштабных аэроснимках иногда заметны два — четыре ряда точек — кольев. Проволочные малозаметные препятствия (спираль) изображаются на крупномасштабных снимках в виде серого валика.

 

 Информация с сайта http://miltop.narod.ru/

Hosted by uCoz